Секретов не жалко: интервью с Сергеем Марковым
23 сентября 2022
Сегодня знакомимся с победителем премии «Признание» в номинации «Лучший наставник» – докером-механизатором Сергеем Марковым.
Докеру-механизатору УПК Сергею Маркову с детства не сиделось спокойно на одном месте: после уроков бегал с друзьями по горам, не боялся водившихся в родной Чимкентской области змей и пауков, мечтал стать лётчиком, выучить итальянский, после школы уехать в Австралию... Хотелось чего-то, лишь бы не прирасти к почве, как случилось с большинством близких в колхозе. Желание сбылось, Маркова оторвало от родной земли и забросило далеко и высоко: сначала на башенный кран в Москву, затем – на портальный кран в Усть-Лугу.
Не бояться высоты
Сергей учился на техника-механика гидромелиоративных работ, в армии получил ещё одну специальность – машиниста башенного крана. Служил на стройке Парка Победы на Поклонной горе, в Звёздном городке. Родня тем временем перебралась с юга Казахстана в Кингисеппский район. Здесь обосновался и Сергей Владимирович Марков.
Работал машинистом крана на руднике завода «Фосфорит». После пришёл на строившийся терминал в Усть-Лугу, где как раз набирали людей. Порт рос и нуждался в специалистах.
– Я тут с первых дней, начинать было не трудно. Как будто с рудника не уходил – много нас оттуда было, все свои. Помню, как половины плит на земле не было, стояли вагончики и два крана на третьем причале. Площадку ещё не подготовили, и работы сначала не было. Мы тренировались, перекидывали туда-сюда покрышку, вырабатывали навыки. Потом за строителями убирали. Без настоящей работы было неинтересно. Азарт появился, когда пошли грузы. Поначалу только чугун, позже уголь, – вспоминает докер.
Сергей – крановщик, которому иногда приходится пересаживаться на погрузчик или убирать причал, чистить после штормов подкрановые пути. Но интересней всего ему на кране.
– Люблю эту работу, нравится высота. Может, потому что в горах вырос? В детстве по скалам лазили, ничего не боялся, – вспоминает Марков.
Лазать вверх-вниз приходится и сейчас, бывают дни, когда подниматься в кабину и спускаться на причал приходится по многу раз.
Делай лучше, если сможешь
Новички стараются дотянуться до профессионального уровня опытного коллеги, и он не жалеет своих знаний для стажёров.
– У Страдивари были свои хитрости, а у нас не так. Отдам все секреты, чего жалеть. Пускай лучше меня работают, если смогут. Ко мне периодически отправляют учиться, ведь приходят люди с неполным комплектом умений. У одного доступ только на погрузчик, у другого – на манипулятор. А мы в УПК универсалы, должны уметь всё. Я не педагог, учу, потому что надо. Проще сделать самому – покидал и готово, а за стажёром надо следить, – рассуждает крановщик.
От педагогического призвания он отнекивается, но признаёт, что терпения, важнейшего для учителя качества, хватает. Понимает, что если кричать, человек теряется, не может соображать. Тут уж не до работы, да и отношения портятся. Методика проста и логична: нужно всё объяснять спокойно, не оставлять стажёра одного, пока не научится, и давать знания постепенно.
– Сегодня немного дал, завтра немного, не надо сразу всем пичкать. Учёба эффективней, если идти от простого к сложному. Моя задача помочь, а не навредить. Похоже, справляюсь, – заключает Сергей Марков.
Все интервью по ссылке.